Выполнен анализ нормативных документов – стандартов ИСО и аналогичных им российских ГОСТ, в том числе:
• ISO 13373-3:2015 (ГОСТ Р ИСО 13373-3–2016). Контроль состояния и диагностика машин. Вибрационный контроль состояния машин. Часть 3. Руководство по диагностированию по параметрам вибрации;
• ISO 13373-4:2016. Condition monitoring and diagnostics of machines – Vibration condition monitoring – Part 4: Diagnostic techniques for gas and steam turbines with fluid-film bearings (В этом случае российского стандарта еще нет, так как ИСО не утвержден).
Куменко А.И., Кузьминых Н.Ю. О стандартах ИСО и явлениях «oil whip» и «oil whirl» при эксплуатации роторных систем // IX Международная научно-техническая конференция. − М.: ОАО «ВТИ», 2017. − С.73-82
В докладе приведены предварительные результаты экспериментального исследования для двух задач:
• проверка методик определения расцентровок опор по данным измерений всплытия цапф датчиками вала;
• определение обобщенных чувствительностей, измеренных по валу в диапазоне частот от 0 до рабочей частоты вращения и необходимых для совершенствования методики мониторинга и диагностики остаточных неуравновешенностей валопровода.
Куменко А.И., Тимин А.В., Кузьминых Н.Ю. Экспериментальная проверка методов диагностирования расцентровок и неуравновешенности на роторном стенде // IX Международная научно-техническая конференция. − М.: ОАО «ВТИ», 2017. − С.43-52
В настоящее время метод вибродиагностики является одним из основных методов, применяемых при производстве и ремонте асинхронных элекродвигателей для диагностирования их технического состояния по параметрам вибрации подшипниковых узлов. В то же время такие двигатели могут иметь специфичные дефекты электромагнитной системы – дефекты активной стали и обмоток статора, беличьей клетки ротора и другие. Эти дефекты выявляются методами вибродиагностики, но их локализация и классификация зачастую затруднены, поскольку в вибросигналах могут
находить отражение процессы, происходящие в обмотках различных фаз статора, активной стали статора и проводящей системе ротора. Применение метода частичных разрядов позволяет повысить точность диагностирования, так как различные дефекты электромагнитной системы имеют свои характерные значения параметров частичных разрядов, что позволяет установить фазу обмотки статора, в которой развивается дефект, и его тип. Совместное применение методов вибродиагностики и частичных разрядов повышает качество контроля асинхронных электродвигателей и позволяет более полно оценивать изменение их технического состояния в процессе эксплуатации.
Костюков Ал.В., Щелканов А.В., Бурда Е.А. Контроль качества ремонта электродвигателей методами вибродиагностики и частичных разрядов // Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2017. 217 - С.169-175
В статье приведены предпосылки создания и обоснование применения критериев вибрационного состояния узлов колесно-моторных блоков электроподвижного состава, обеспечивающих повышение эффективности эксплуатации, ремонта и технического обслуживания электроподвижного состава за счет повышения достоверности диагностирования и сокращении затрат на ее реализацию.
Костюков Ал.В., Зайцев А.В. Разработка критериев оценки вибрационного состояния колесно-моторных блоков электроподвижного состава // Инновационные проекты и технологии машиностроительных производств: Материалы второй всероссийской научно-технической конференции / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2017. 217 - С.169-175
Совершенствование совокупностей и систем определяющих критериев неисправностей машин и механизмов по параметрам виброакустических сигналов является актуальной проблемой технической диагностики. Целью работы является оценка методами теории принятия статистических решений и рисков нормативных величин модуля характеристической функции мгновенных значений виброакустического сигнала при фиксированном параметре характеристической функции, соответствующих различным состояниям объекта диагностирования, которые используются в качестве диагностических признаков в системах вибродиагностического мониторинга. С использованием таких статистических методов принятия решений, как метод минимального риска, минимального числа ошибочных решений, наибольшего правдоподобия, минимакса, Неймана–Пирсона, проведены расчеты по определению предельных величин модуля характеристической функции при заданном параметре, разделяющих технические состояния объекта диагностирования.
В. Н. Костюков, А. П. Науменко, И. С. Кудрявцева Оценка модуля характеристической функции виброакустического сигнала при заданном параметре для предельных состояний объекта // Динамика систем, механизмов и машин. - 2017.- Том 5. - № 4. С.239-244
В обеспечении надёжности работы подвижного состава важным является контроль ответственных узлов. Для повышения достоверности диагностирования колесно-моторных блоков предлагается способ, обеспечивающий повышение эф фективности эксплуатации, ремонта и технического обслуживания электропод вижного состава.
Костюков В.Н., Костюков Ал.В., Казарин Д.В., Зайцев А.В. Вибрационный контроль колёсно-моторных блоков электроподвижного состава // "В мире НК" №3-2017, С.63-68
«Здоровье» оборудования определяется отсутствием опасных прогрессирующих дефектов и условий, ускоряющих их развитие или рост уровня опасности. Чтобы дефекты в оборудовании были наблюдаемыми, необходим автоматический мониторинг неисправностей и риска эксплуатации - мониторинг «здоровья». Представлено решение, обеспечивающее автоматический мониторинг «здоровья» оборудования на всех этапах жизненного цикла.
Костюков В.Н., Костюков Ал.В., Тарасов Е.В., Казарин Д.В. Автоматический мониторинг «здоровья» оборудования производственно-транспортного комплекса // В мире НК. - №3-2017, С.19-22
Широко применяемые в настоящее время методы вибродиагностики не могут в полной мере обеспечить необходимую полноту диагностирования приводов динамического оборудования в части определения технического состояния их изоляции, С целью решения этой проблемы предлагается при ремонте и эксплуатации динамического оборудования совместно с вибродиагностикой использовать метод частичных разрядов.
Костюков В.Н., Костюков Ал.В., Бойченко С.Н., Щелканов А.В., Бурда Е.А. Комплексное применение методов вибродиагностики и частичных разрядов на различных этапах эксплуатации динамического оборудования // В мире НК. - №3-2017, С.15-18
Целью проведённого исследования является разработка методики контроля стадийной деградации деталей в эксплуатации и своевременное предупреждение технологического персонала нефтеперерабатывающего производства о необходимости принятия мер для исключения аварий и инцидентов.
Костюков В.Н., Тарасов Е.В. Оценка усталостной деградации деталей и узлов динамического оборудования по параметрам вибрации в процессе эксплуатации // В мире НК. - №3-2017, С.11-14
Рассмотрены вопросы и специфика использования терминологии в области контроля технического состояния, диагностики и мониторинга, а также виброакустического метода неразрушающего контроля в теории и практике технической диагностики и мониторинга состояния оборудования, В связи с этим указываются основные особенности, определяющие технические характеристики систем диагностики и мониторинга состояния с использованием виброакустического метода, которые разделяют понятия средства контроля, системы диагностирования, системы мониторинга.
Костюков В.Н., Науменко А.П. Виброакустическая диагностика как основа мониторинга технического состояния машин и механизмов // В мире НК» №3-2017, С.4-10