Значительная доля отказов машинного оборудования (40÷50 %) происходит по причине разрушения подшипников качения. Для предотвращения внезапных отказов подшипников необходимо внедрение вибродиагностического мониторинга состояния подшипников во время их эксплуатации.
Практически все известные методы диагностики технического состояния (ТС) подшипников качения основаны на анализе виброакустических (ВА) сигналов во временной или частотной области. Для повышения достоверности результатов диагностирования разработка новых методик является актуальной задачей.
В докладе рассмотрены вопросы практического применения параметров характеристической функции (ХФ) вибрации для оценки состояния подшипников качения. Приведено описание экспериментальной системы, системы диагностических признаков на базе параметров ХФ, методики получения экспериментальных данных, результаты их обработки.
Костюков В.Н., Костюков Ал.В., Бойченко С.Н. Применение характеристической функции вибрации для диагностики технического состояния подшипников качения // XXI Всероссийская конференция по неразрушающему контролю и технической диагностике: сборник трудов. Москва, 28 февраля - 2 марта 2017 г. - М.: Издательский дом "Спектр", 2017. - С.165-167
Наиболее ответственным узлом подвижного состава, от исправности которого зависит надежность выполнения поездной работы и обеспечение безопасности перевозок является колесно-моторный блок. Наиболее нагруженными, воспринимающими значительные статические и динамические нагрузки, являются подшипниковые узлы колесно-моторных блоков. Важным компонентом эксплуатационного цикла подвижного состава является применение систем диагностики. Широкое распространение на сети железных дорог получили системы вибродиагностики колесно-моторных блоков, основанные на измерении параметров вибрации и сравнении полученных величин с критическими значениями, по результату которого судят о техническом состоянии узлов. Существующие на сегодняшний день системы диагностики колесно-моторных блоков обеспечивают не достаточно высокую достоверность диагностирования, поскольку высоким остается процент выхода из строя колесно-моторных блоков. В настоящее время существует множество разнообразных средств технического диагностирования, отличающихся по типу средств измерения, методу обработки полученных данных и правилу решения диагностической задачи.
Зайцев А.В., Костюков В.Н., Казарин Д.В. Совершенствование методов и средств вибродиагностики колесно-моторных блоков подвижного состава // XXI Всероссийская конференция по неразрушающему контролю и технической диагностике: сборник трудов. Москва, 28 февраля - 2 марта 2017 г. - М.: Издательский дом "Спектр", 2017. - С.155-162
Целью работы является повышение достоверности диагностирования путем создания адаптивной методики оценки технического состояния однотипных узлов механической части рельсового подвижного состава в процессе движения.
Техническое состояние узлов механической части рельсового подвижного состава в значительной степени влияет на безопасность перевозок.
Применение бортовых систем диагностики технического состояния узлов механической части рельсового подвижного состава позволяет осуществлять диагностирование с минимальным интервалом, что для ответственного оборудования обеспечивает приемлемый уровень динамической ошибки, не превышающий 0,1% [1-3].
Басакин В.В., Костюков В.Н., Костюков Ал. В., Казарин Д.В. Новая методика диагностирования подшипниковых узлов рельсового подвижного состава в процессе движения // XXI Всероссийская конференция по неразрушающему контролю и технической диагностике: сборник трудов. Москва, 28 февраля - 2 марта 2017 г. - М.: Издательский дом "Спектр", 2017. - С.145-152
В данном докладе приведён алгоритм распознавания экспоненциальных участков роста активности акустической эмиссии, основанный на аппроксимации сохраненных значений информативных параметров (далее по тексту - тренд) в процессе непрерывного мониторинга методом акустической эмиссии (далее по тексту - АЭ). Кроме того, на основе параметров экспоненциальной аппроксимации трендов предложен метод расчета временного прогноза по достижению параметров акустической эмиссии критических (пороговых) значений.
Целью данной работы является разработка алгоритма обнаружения опасных развивающихся дефектов в процессе непрерывного мониторинга колонно-емкостного оборудования методом АЭ. Важнейшими задачами данной работы являются теоретическое исследование информативных параметров АЭ, рассматриваемых в качестве параметров для обнаружения опасных развивающихся дефектов, описание алгоритма распознавания экспоненциальных участков роста тренда, а также аналитический вывод формулы, позволяющей прогнозировать наступление критичного состояния объекта мониторинга. Предложенный алгоритм реализован в стационарной системе диагностики и мониторинга КОМПАКС® (далее по тексту - система), установленной на регенераторе, работающем в составе оборудования реакторно-регенераторного блока секции каталитического крекинга.
Использование предложенного подхода может найти применение в системах непрерывного мониторинга производственных объектов различного назначения.
Костюков Ал.В., Бойченко С.Н., Богомолов Д.Е. Распознавание опасных развивающихся дефектов и их прогнозирование в процессе непрерывного мониторинга методом акустической эмиссии // XXI Всероссийская конференция по неразрушающему контролю и технической диагностике: сборник трудов. Москва, 28 февраля - 2 марта 2017 г. - М.: Издательский дом "Спектр", 2017. - С.33-38
С внедрением первых стационарных систем автоматического мониторинга и диагностики технического состояния КОМПАКС® [1] в начале 90-х годов прошлого века впервые была реализована возможность наблюдения за изменением технического состояния оборудования в реальных условиях функционирования, при
воздействии деградационных и восстанавливающих факторов. Результаты применения этих систем способствовали решению ряда важнейших вопросов, связанных
с эксплуатационной надежностью и ресурсом динамического оборудования. Так, было установлено, что около трети агрегатов, направляемых в плановый ремонт, в ремонте не нуждались. Более 40% агрегатов после ремонта имели такие же недопустимо высокие уровни вибрации, как и до ремонта, что требовало их демонтажа и возврата в ремонтное производство для устранения выявленных недостатков и проведения повторного ремонта.
Костюков Ал.В., Тарасов Е.В., Двухжилов Д.В., Аверьянов С.А., Майоров В.И. Практическое применение стендовых систем КОМПАКС® на АО «РМЗ «Газпромнефть-ОНПЗ» // Химическая техника. - 2017. -№1. - С.17-20
При внедрении технологии безопасной и ресурсосберегающей эксплуатации оборудования возникает проблема наличия на современном технологическом производстве парка машин и устройств различного вида, к мониторингу технического состояния которых применяются различные методы. В статье приводится опыт использования комплексной системы мониторинга технического состояния оборудования, которая на базе единых аппаратных и программных средств обеспечивает его безопасную и ресурсосберегающую эксплуатацию.
Бойченко С.Н., Синицын А.А. Опыт безопасной ресурсосберегающей эксплуатации оборудования на основе стационарных систем КОМПАКС® // VI Школа-семинар РИСКОМ. Сборник материалов. - Омск. - Типография "Золотой Тираж" (ООО "Омскбланкиздат"). - 2016. - с.158-169
Рассматриваются основные причины повышенной аварийности и снижения надежности энергетического оборудования (ЭО), наблюдаемой в последние годы, как в энергетике, так и в других отраслях. Отмечена низкая надежность зарубежного оборудования, поставляемого для нужд энергетики РФ. Цель работы - предложить пути повышения надежности снижения аварийности и рисков. Один из главных путей - внедрение современных автоматических систем мониторинга типа КОМПАКС®. Так же предлагаются современные задачи мониторинга и инновационные технологии с целью максимального приближения предлагаемых систем к нуждам наладки, ремонта и эксплуатации оборудования. Формулируется необходимость совершенствования нормативной базы обеспечения надежной эксплуатации объектов энергетики. Подчеркивается, что внедрение современных автоматических систем способствует не только снижению рисков в эксплуатации ЭО, но также способствует повышению квалификации персонала.
Куменко А.И. О путях снижения рисков эксплуатации объектов энергетики // VI Школа-семинар РИСКОМ. Сборник материалов. - Омск. - Типография "Золотой Тираж" (ООО "Омскбланкиздат"). - 2016. - с.107-117
Совершенствование системы определяющих критериев неисправностей машин и механизмов по параметрам виброакустических сигналов является актуальной проблемой технической диагностики. Целью работы является определение особенностей и подходов к оценке нормативных величин параметров диагностического сигнала, соответствующих различным состояниям объекта диагностирования. Классический подход основывается на том, что исправное состояние характеризирует некий диагностический признак, величина которого при исправном состоянии меньше, чем при неисправном. Неклассический случай – ухудшение состояния характеризуется уменьшением величины диагностического признака. В обоих случаях необходимо решить задачу по корректному определению величин вероятностей пропуска дефекта и ложной тревоги. В работе для различных состояний объекта и характеров изменения величин диагностических признаков показаны способы корректного вычисления вероятностей пропуска дефекта и ложной тревоги. Для примера в качестве диагностического признака выбран модуль характеристической функции мгновенных значений виброакустического сигнала при заданном параметре характеристической функции. Данный признак является примером неклассического случая распределения величин диагностических признаков. Статистическими методами принятия решений проведена оценка предельных величин модуля характеристической функции, разделяющих технические состояния объекта диагностирования. Результаты исследований показывают, что методы принятия статистических решений можно успешно использовать для определения предельных (граничных) величин диагностических признаков для «классических» и «неклассических» случаев функций распределений вероятностей, задавая определенные условия оптимальности выбора величины диагностического признака и корректно вычисляя вероятности пропуска дефекта и ложной тревоги.
Костюков В.Н., Науменко А.П., Кудрявцева И.С. Особенности оценки количественных критериев параметров диагностических сигналов и для предельных состояний объекта диагностирования // VI Школа-семинар РИСКОМ. Сборник материалов. - Омск. - Типография "Золотой Тираж" (ООО "Омскбланкиздат"). - 2016. - с.137-146
Представлен научно обоснованный системотехнический подход к организации научного мониторинга природно-технических систем (ПТС) на основе главенства фундаментальных законов, принципов и закономерностей классической механики сплошных сред и упругих систем, теории напряженно-деформированных состояний, методов и инструментов мониторинга состояний, анализа, оценки, экспертизы и прогноза гомеостаза эксплуатационного ресурса конструкционной прочности в задачах предупреждения аварийных ситуаций и предотвращения техногенных и экотехнологических катастроф.
Сперанский А.А., Костюков А.В. Современные инструменты наблюдения текущих состояний объектов механических систем // VI Школа-семинар РИСКОМ. Сборник материалов. - Омск. - Типография "Золотой Тираж" (ООО "Омскбланкиздат"). - 2016. - с.47-59
Статья содержит экскурс в историю вибродиагностики в России, а также дает читателю общее представление о современной системе мониторинга «здоровья» КОМПАКС, примерах ее работы и матрице рисков производственного комплекса.
Костюков В.Н., Костюков А.В. Мониторинг «здоровья» оборудования в реальном времени – прорывная инновационная технология для России // VI Школа-семинар РИСКОМ. Сборник материалов. - Омск. - Типография "Золотой Тираж" (ООО "Омскбланкиздат"). - 2016. - с.28-39