Технологический цикл текущего ремонта большого объема (ТР-3), осуществляемого в депо, включает длительные и трудоемкие операции снятия, разборки в целях ревизии, ремонта, сборки, испытания, транспортировки оборудования и узлов и установки их обратно на электропоезд. На последних этапах данного цикла отремонтированное, проверенное и работоспособное оборудование может быть повреждено, также может быть не обеспечена его работоспособность в составе системы электропоезда, вследствие нарушения функциональных взаимосвязей.
Отсутствие надлежащих средств и методов объективного контроля качества ремонта, сборки и регулировки ответственных и наиболее сложных систем электропоезда, к числу которых в первую очередь относятся электрические цепи, при ограниченном простое в депо не позволяет осуществить качественный контроль выполненных работ. В результате на обкатку после ремонта выходят «сырые» электропоезда, имеющие помимо неустраненных (скрытых) дефектов, доля которых достигает 30...40 %, много новых, появившихся в результате действия так называемого человеческого фактора. Продолжительность этапа отладки, успех приемосдаточных испытаний и дальнейшая безотказная работа электропоезда на линии в данном случае напрямую зависят от квалификации и других субъективных качеств отладчиков.
Кардинально изменить сложившуюся ситуацию — перенести этап отладки из-под контактного провода в ремонтный цех с одновременным сокращением его продолжительности, обеспечить объективность оценки качества ремонта, сборки и регулировки оборудования и систем электропоезда и, как следствие, повысить процент бездефектных сдач с первого предъявления при приемосдаточных испытаниях - можно на базе автоматических систем комплексного диагностирования. В основе таких систем лежит автоматизированная экспертная система определения неисправностей, исключающая субъективные ошибки диагноста и обеспечивающая достоверную количественную и качественную оценку технического состояния наиболее сложных и ответственных систем электропоезда в соответствии с требованиями основных руководящих документов.
Литература
- Распоряжение ОАО «РЖД» от 06.04.2006 № 622р «О планово-предупредительной системе технического обслуживания и ремонта моторвагонного подвижного состава».
- Сизов С.В., Аристов В.П., Костюков В.Н., Костюков А.В. Непрерывный мониторинг состояния моторвагонного подвижного состава // Железнодорожный транспорт. 2008. № 6. С. 41-42.
- Костюков В.Н. Мониторинг безопасности производства. М.: Машиностроение, 2002. 224 с.
- Казарин Д.В., Костюков В.Н., Кашкаров П.Б. Диагностическая модель электрических цепей управления тяговым электроприводом электропоезда // Наука, образование, бизнес: тезисы докл. регион, науч.-практ. конф. / Институт радиоэлектроники, сервиса и диагностики. Омск, 2007. С. 80-84.
- Казарин Д.В. Диагностика состояния электрических цепей электропоездов // Неразрушающий контроль и техническая диагностика в промышленности: тезисы докл. Восьмой междунар. конф. М., 2009. С. 150—151.
- Костюков В.Н., Костюков А.В., Казарин Д.В. и др. Комплексная система диагностики электропоездов КОМПАКС®-ЭКСПРЕСС-ТРЗ // Железнодорожный транспорт. 2008. № 5.
- Kostyukov А.У., Lagaev А.А., Kazarin D.V. Stationary complex diagnostic system for electric trains // The Sixth International Conference on Condition Monitoring and Machinery Failure Prevention Technologies. Dublin, 2009. P. 1105-1109.
Костюков В.Н., Костюков Ал.В., Казарин Д.В. Диагностика оборудования электрических цепей электропоездов при отладке и приемосдаточных испытаниях // Контроль. Диагностика. - 2010. - №1. - С.26-35 Скачать публикацию
|