В настоящее время при проведении плановых ремонтов моторвагонного подвижного состава в условиях депо контроль параметров токоприемников практически повсеместно осуществляется визуально, ручными методами, используя для измерения времени подъема и опускания токоприемников обыкновенный секундомер, а для контроля статической характеристики нажатия токоприемника — стрелочный динамометр. Более современные приборы и системы встречаются в основном в виде экспериментальных единичных образцов.
В последние годы широкое распространение получили интеллектуальные датчики, оснащенные микропроцессорами и беспроводными каналами связи. Современные интеллектуальные датчики в сравнении с традиционной измерительной техникой обеспечивают:
- существенное уменьшение искажения информации благодаря передаче по каналам связи цифровых сигналов;
- увеличение надежности за счет встроенных функций самодиагностики;
- возможность проведения самостоятельной обработки результатов измерений с применением алгоритмов цифровой обработки сигналов;
- возможность реализации различных алгоритмов управления внешними устройствами и др.
В то же время применение интеллектуальных датчиков обеспечивает существенное уменьшение затрат благодаря уменьшению стоимости их установки и обслуживания, снижению потерь, связанных с минимизацией проводных соединений, уменьшению влияния человеческого фактора и т. д.
В данной работе изложены результаты создания и практического внедрения системы интеллектуальных датчиков для автоматической диагностики состояния токоприемников, входящей в состав комплексной системы интеллектуальных датчиков диагностики секций электропоездов КОМПАКС®-ЭКСПРЕСС-ТР3, предназначенной для диагностирования колесно-моторных блоков, тормозного оборудования, токоприемника, электрических цепей управления, силовых и вспомогательных электрических цепей, изоляции электрических цепей электросекций.
Литература
- Беляев И.А., Михеев В.П., Шиян В.А. Токосъем и токоприемники электроподвижного состава. - М.: Транспорт, 1976.
- Технический анализ браков, непланового ремонта, повреждения оборудования МВПС, пожарной безопасности и вандализма в электропоездах за 2005 г. - М.: Центральная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. МЖД, 2006 г.
- Ванюшев Б.В., Емельянов Э.Л., Поташников А.К., Фролов В.А. Автоматизированная система диагностирования токоприемников подвижного состава // Датчики и системы. - 2005. - № 12. - С. 28-31.
- Михеев В.П., Отраднов О.А., Чертков И.Е., Чертков М.Е. Устройство автоматизированной системы испытаний токоприемников. Патент РФ № RU 2222794 С2, МПК G01M17/08, 27.01.2004.
- Пат. № 2222795 РФ С2, МПК G01M17/08. Устройство автоматизированной системы испытаний токоприемников / В.П. Михеев, О.А. Отраднов, И.Е. Чертков и др. // Бюл. - 2004.
- Ицкович Э.Л. Современные интеллектуальные датчики общепромышленного назначения, их особенности и достоинства // Датчики и системы. - 2002. - № 2. - С. 42-47.
- Костюков В.Н., Бойченко С.Н., Костюков А.В. Автоматизированные системы управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств (АСУ БЭР™ КОМПАКС®). - М.: Машиностроение, 1999. - 163 с.
- Костюков В.Н. Мониторинг безопасности производства. - М.: Машиностроение, 2002. - 224 с.
Костюков В.Н., Костюков Ал.В., Стариков В.А. Мониторинг состояния токоприемников МВПС с помощью системы интеллектуальных датчиков // Датчики и Системы. - 2007. - №10. - С. 33-38 Скачать публикацию
|