В моторвагонных депо широко используются системы виброакустической диагностики КОМПАКС®-ЭКСПРЕСС, предназначенные для оценки технического состояния КМБ моторвагонного подвижного состава в процессе проведения плановых работ по ремонту и техническому обслуживанию.
Целью технической диагностики является повышение надежности и ресурса технических систем. Основной задачей диагностирования является распознавание технического состояния узлов и агрегатов и разделение его на классы исправное и неисправное, что связано с риском ложной тревоги и пропуска дефекта. Данная работа посвящена повышению достоверности диагностирования технического состояния роторных агрегатов при одновременном снижении трудоемкости его применения.
Проведен анализ геометрических параметров подшипникового узла, в результате которого установлена зависимость уровня вибрации от частоты вращения и размера дефекта. Согласно данной зависимости величина амплитуды вибросигнала пропорциональна частоте вращения подшипника и размеру дефекта. С помощью систем КОМПAKC®-ЭКСПРЕСС проверена адекватность установленной зависимости. Исключить ошибку диагностирования, связанную с наличием вероятности ложной тревоги и пропуска дефекта, можно используя зону неопределенности, ограниченную нижним и верхним критическими значениями.
Разработан способ, уменьшающий ошибку диагностирования путем использования зоны неопределенности, включающий дополнительное независимое испытание. Таким образом, использование зоны неопределенности при оценке технического состояния, а также двух независимых испытаний, увеличивающих трудоемкость его применения не более чем в 2 раза, обеспечивает повышение достоверности диагностирования технического состояния роторных агрегатов более чем на порядок.
Литература:
- Биргер И.А. Техническая диагностика. – М.: «Машиностроение», 1978. – 240 с. ил. – (Надежность и качество).
- Костюков В.Н., Зайцев А.В., Басакин В.В. Исследование вибрации подшипниковых узлов подвижного состава при изменении частоты вращения. Эксплуатационная надежность локомотивного парка и повышение эффективности тяги поездов: Материалы всероссийской научно-технической конференции с международным участием / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2012. С. 92-97.
- Пат. 2378633 Российская Федерация, МПК G01М 17/08 Система диагностики колесно-моторных блоков моторвагонного подвижного состава / Костюков В.Н., Костюков Ал.В., Лагаев А.А., Зайцев А.В. - № 2008138515; заявл. 26.09.08; опубл.10.01.10, Бюл. №1.
Костюков Ал.В., Казарин Д.В., Зайцев А.В. Повышение достоверности вибродиагностирования роторных агрегатов // XX Всероссийская научно-техническая конференция по неразрушающему контролю и технической диагностике: тез. докл. - М.: Изд-во «Спектр», 2014. - С. 355-357. Скачать публикацию
|