Сегодня весьма актуальной является проблема безаварийной, безопасной, наблюдаемой эксплуатации парка поршневых машин, в частности, двигателей внутреннего сгорания и поршневых компрессоров нефтегазоперерабатывающего, химического комплексов, с максимальным использованием их ресурса, решить которую можно путем разработки и внедрения технологии диагностики и мониторинга технического состояния поршневых машин.
Результатом технического диагностирования является определение значений структурных параметров, непосредственно характеризующих техническое состояние поршневой машины, её узлов и деталей. Необходимо знать фактическое и предельное значения контролируемого параметра, чтобы с учетом закона его изменения в процессе эксплуатации можно было оценить остаточный ресурс. Однако на работающей поршневой машине практически невозможно определить фактическое значение многих структурных параметров. Определение же их при разборке поршневой машины нарушает качество сопряжений в повторно собранной поршневой машине и изменяет закономерности протекания процессов взаимодействия деталей в сопряжениях, что делает неприемлемым практическое использование такого способа получения данных. В этом случае диагностирование проводят по косвенным признакам, которые количественно оцениваются диагностическими признаками. Анализ применимости различных методов диагностирования, например, дизелей показывает, что определение неисправностей дизеля возможно с помощью четырех основных методов: термодинамический, параметрический, спектральный («металл в среде»), виброакустический.
Учитывая разнообразность и разнородность первичных преобразователей, вторичной аппаратуры и методов обработки сигналов всеми этими методами можно сделать вывод о том, что применение виброакустического метода позволяет значительно сократить затраты на разработку, внедрение и эксплуатацию системы технической диагностики поршневых машин.
Литература
- Диагностика автотракторных двигателей. / Под ред. Н.С. Ждановского. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л.: Колос, 1977. - 264 с.
- Костюков В.Н. Мониторинг безопасности производства. - М.: Машиностроение, 2002. - 224 с.
- Костюков В.Н. Обобщенная диагностическая модель виброакустического сигнала объектов периодического действия // Омский науч. вестн. - 1999. - Вып. 6. - С. 37-41.
- Костюков В.Н., Бойченко С.Н., Костюков А.В. Автоматизированные системы управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств (АСУ БЭР™ КОМПАКС®) / Под ред. В.Н. Костюкова. - М.: Машиностроение, 1999. -163 с., ил. 54.
- Луканин В.Н. Шум автотракторных двигателей внутреннего сгорания. - М.: Машиностроение, 1971. - 272 с.
- Павлов Б.В. Акустическая диагностика механизмов. - М.: Машиностроение, 1971. - 224 с.
- Сидоров В.И., Коншин В.М., Тучинский Ф.И. Эффективные методы экспресс-диагностирования машин // Строительные и дорожные машины. - №1, 2001. - С. 37-39.
- Станиславский Л.B. Техническое диагностирование дизелей. - Киев; Донецк: Вища школа. Головное изд-во, 1983. - 136 с.
- Техническая эксплуатация машинно-тракторного парка / В.А. Аллилуев, Д.А. Ананьин, В.М. Михлин. - М.: Агропромиздат, 1991. - 367 с.
Науменко А.П. Проблемы диагностики поршневых машин // Наука, образование, бизнес: тез. докл. регион, науч.-практ. конф., посвящ. Дню радио. - Омск, 2007. - С. 84-92 Скачать публикацию
|