При внедрении технологии безопасной и ресурсосберегающей эксплуатации оборудования возникает проблема наличия на современном технологическом производстве парка машин и устройств различного вида, к мониторингу технического состояния которых применяются различные методы. В статье приводится опыт использования комплексной системы мониторинга технического состояния оборудования, которая на базе единых аппаратных и программных средств обеспечивает его безопасную и ресурсосберегающую эксплуатацию.
Бойченко С.Н., Синицын А.А. Опыт безопасной ресурсосберегающей эксплуатации оборудования на основе стационарных систем КОМПАКС® // VI Школа-семинар РИСКОМ. Сборник материалов. - Омск. - Типография "Золотой Тираж" (ООО "Омскбланкиздат"). - 2016. - с.158-169
Рассматриваются основные причины повышенной аварийности и снижения надежности энергетического оборудования (ЭО), наблюдаемой в последние годы, как в энергетике, так и в других отраслях. Отмечена низкая надежность зарубежного оборудования, поставляемого для нужд энергетики РФ. Цель работы - предложить пути повышения надежности снижения аварийности и рисков. Один из главных путей - внедрение современных автоматических систем мониторинга типа КОМПАКС®. Так же предлагаются современные задачи мониторинга и инновационные технологии с целью максимального приближения предлагаемых систем к нуждам наладки, ремонта и эксплуатации оборудования. Формулируется необходимость совершенствования нормативной базы обеспечения надежной эксплуатации объектов энергетики. Подчеркивается, что внедрение современных автоматических систем способствует не только снижению рисков в эксплуатации ЭО, но также способствует повышению квалификации персонала.
Куменко А.И. О путях снижения рисков эксплуатации объектов энергетики // VI Школа-семинар РИСКОМ. Сборник материалов. - Омск. - Типография "Золотой Тираж" (ООО "Омскбланкиздат"). - 2016. - с.107-117
Совершенствование системы определяющих критериев неисправностей машин и механизмов по параметрам виброакустических сигналов является актуальной проблемой технической диагностики. Целью работы является определение особенностей и подходов к оценке нормативных величин параметров диагностического сигнала, соответствующих различным состояниям объекта диагностирования. Классический подход основывается на том, что исправное состояние характеризирует некий диагностический признак, величина которого при исправном состоянии меньше, чем при неисправном. Неклассический случай – ухудшение состояния характеризуется уменьшением величины диагностического признака. В обоих случаях необходимо решить задачу по корректному определению величин вероятностей пропуска дефекта и ложной тревоги. В работе для различных состояний объекта и характеров изменения величин диагностических признаков показаны способы корректного вычисления вероятностей пропуска дефекта и ложной тревоги. Для примера в качестве диагностического признака выбран модуль характеристической функции мгновенных значений виброакустического сигнала при заданном параметре характеристической функции. Данный признак является примером неклассического случая распределения величин диагностических признаков. Статистическими методами принятия решений проведена оценка предельных величин модуля характеристической функции, разделяющих технические состояния объекта диагностирования. Результаты исследований показывают, что методы принятия статистических решений можно успешно использовать для определения предельных (граничных) величин диагностических признаков для «классических» и «неклассических» случаев функций распределений вероятностей, задавая определенные условия оптимальности выбора величины диагностического признака и корректно вычисляя вероятности пропуска дефекта и ложной тревоги.
Костюков В.Н., Науменко А.П., Кудрявцева И.С. Особенности оценки количественных критериев параметров диагностических сигналов и для предельных состояний объекта диагностирования // VI Школа-семинар РИСКОМ. Сборник материалов. - Омск. - Типография "Золотой Тираж" (ООО "Омскбланкиздат"). - 2016. - с.137-146
Представлен научно обоснованный системотехнический подход к организации научного мониторинга природно-технических систем (ПТС) на основе главенства фундаментальных законов, принципов и закономерностей классической механики сплошных сред и упругих систем, теории напряженно-деформированных состояний, методов и инструментов мониторинга состояний, анализа, оценки, экспертизы и прогноза гомеостаза эксплуатационного ресурса конструкционной прочности в задачах предупреждения аварийных ситуаций и предотвращения техногенных и экотехнологических катастроф.
Сперанский А.А., Костюков А.В. Современные инструменты наблюдения текущих состояний объектов механических систем // VI Школа-семинар РИСКОМ. Сборник материалов. - Омск. - Типография "Золотой Тираж" (ООО "Омскбланкиздат"). - 2016. - с.47-59
Статья содержит экскурс в историю вибродиагностики в России, а также дает читателю общее представление о современной системе мониторинга «здоровья» КОМПАКС, примерах ее работы и матрице рисков производственного комплекса.
Костюков В.Н., Костюков А.В. Мониторинг «здоровья» оборудования в реальном времени – прорывная инновационная технология для России // VI Школа-семинар РИСКОМ. Сборник материалов. - Омск. - Типография "Золотой Тираж" (ООО "Омскбланкиздат"). - 2016. - с.28-39
Асинхронные электродвигатели (АЭД) являются одним из наиболее распространённых на сегодняшний день типов электрооборудования. Соответственно, высокую актуальность имеет вопрос разработки современных методов диагностирования состояния, в том числе автоматизированного, основных узлов АЭД, в частности, статорных обмоток.
Целью исследования является отработка применения метода измерения параметров частичных разрядов (ЧР) для контроля состояния изоляции АЭД в условиях ремонтного производства, а также при контроле АЭД на их технологических позициях.
Для достижения поставленной цели были успешно решены задачи по разработке схем измерения параметров ЧР в изоляции статоров; сбору и обработке статистических данных по этим параметрам для большого количества АЭД; определению характеристик распределений параметров ЧР и нормированию
критических величин этих параметров.
В качестве рабочего был выбран электрический метод измерения параметров ЧР как наиболее применимый для АЭД и имеющий наибольшую чувствительность. В качестве вспомогательных использовались методы вибродиагностики и визуального контроля. Полученные данные обрабатывались по алгоритмам математической статистики с применением компьютерной техники, что позволило проанализировать результаты более чем 4300 измерений.
По результатам исследования было проведено нормирование параметров ЧР с целью применения полученных критических величин при разовых испытаниях АЭД.
Применение результатов исследования в производственной практике позволяет увеличить глубину диагностирования электрической системы АЭД и повысить достоверность диагностирования. Обнаружение дефектов изоляции даже на начальной стадии их развития позволяет предупредить возникновение
аварийных ситуаций и снизить расходы, связанные с незапланированными простоями оборудования.
Бурда Е.А., Костюков Ал.В., Бойченко С.Н., Щелканов А.В. Диагностирование состояния изоляции статоров асинхронных электродвигателей методом частичных разрядов // Динамика систем, механизмов и машин. - 2016. - № 1., Том 3. - с. 53-61
Целью данной работы является разработка методики диагностирования подшипниковых узлов роторных агрегатов виброакустическим методом неразрушающего контроля, обеспечивающей повышение достоверности диагностирования при минимальных затратах на проведение испытаний. При реализации диагностирования любого объекта всегда существует вероятность ошибки ложной тревоги и ошибки пропуска дефекта. В условиях эксплуатации оборудования пропуск дефекта способен привести к разрушению узла, сбою технологического процесса, аварии. Ложная тревога ведет к необходимости проведения дополнительных работ. Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе диагностирования путем избирательного получения и учета зависимости изменения параметров вибрации от частоты вращения при различных технических состояниях.
Зайцев А.В., Костюков В.Н., Казарин Д.В. Диагностирование подшипниковых узлов роторных агрегатов на различных режимах работы // Динамика систем, механизмов и машин. - 2016. - № 1., Том 1. - с. 173-178
В статье рассмотрен способ построения диагностической модели технически сложного объекта диагностики на примере пневматической системы электропоезда. Диагностическая модель строится путем формализации вербального описания объекта с применением нечеткой логики.
Щелканов А.В. Построение диагностических моделей сложных технических систем (на примере пневматической системы электропоезда) // Динамика систем, механизмов и машин. - 2016. - № 1., Том 1. - с. 127-132
Эксплуатация центробежных насосных агрегатов на предприятиях нефтепереработки под контролем систем мониторинга технического состояния и автоматической диагностики показала наличие процесса деградации узлов и деталей проявляющегося в скачкообразном изменении вибрации агрегата. Разработаны диагностические признаки, позволяющие при работе центробежного насосного агрегата выявлять на начальном этапе процессы стадийной деградации узлов и деталей, и при дальнейшей эксплуатации насоса контролировать развитие деградации, обеспечивать своевременное предупреждение персонала по неотложным действиям, направленным на предотвращение аварийных ситуаций на предприятиях нефтепереработки.
Тарасов Е.В., Костюков В.Н. Контроль стадийной деградации деталей и узлов центробежных насосных агрегатов в эксплуатации // Динамика систем, механизмов и машин. - 2016. - № 1., Том 1. - с. 115-121
Для совершенствования систем виброконтроля, мониторинга и автоматической диагностики технического состояния энергетических установок одним из наиболее перспективных направлений является применение датчиков вала. Однако необходимые для этих целей критерии вибрационной надежности роторов турбоагрегатов не разработаны в достаточной мере. Нормативная база ограничена требованиями к системам виброконтроля и ГОСТами для оценки уровней вибрации с одной стороны шейки подшипника.
Цель исследования – разработать критерии оценки технического состояния и вибрационной надежности роторов в условиях эксплуатации с использованием полной системы датчиков вала, как этого требует ГОСТ Р 55263-2012.
Сформулированы основные критерии, необходимые для оценки технического состояния в современных системах автоматической диагностики. Предложены граничные значения параметров для оценки технического состояния валопровода на опорах с подшипниками скольжения. Критерии получены на основе экспериментальных и расчетных работ авторов в области динамики роторных систем.
Куменко А.И., Кузьминых Н.Ю., Тимин А.В. Разработка критериев вибрационной надежности роторов турбоагрегата // Динамика систем, механизмов и машин. - 2016. - № 1., Том 1. - с. 58-64