При эксплуатации турбоагрегатов возникают тепломеханические процессы, которые снижают ресурс деталей и узлов валопровода, что повышает риск возникновения аварий и катастроф. В энергетике России и за рубежом неоднократно происходили аварии, связанные с разрушением соединения ротора генератора и ротора возбудителя, в том числе дважды в 2013–2014 гг. произошли разрушения (частичное и полное) болтов полумуфт якоря возбудителя на т/а 1000 МВт. В 2014–2015 гг. на ряде турбин 250 МВт разрушались вскоре после сборки болты, соединяющие ротора высокого и среднего давления. Следует отметить, что одни и те же детали могут проработать в близких условиях 5–10 лет и более, другие разрушаются через несколько месяцев. Это же относится и к болтам полумуфт. Такой большой разброс по фактическому пределу усталости и ресурсу связан с двумя важными факторами: а) разброс свойств материалов может дать 100%-ный разброс ресурсных характеристик; б) разброс технологических отклонений из-за человеческого фактора при сборке может уменьшить ресурс на порядок и более.
Куменко А.И., Тимин А.В. Уточненные инженерные методы оценки ресурса болтовых соединений роторов в процессе мониторинга с использованием многофакторного анализа // IX Международная научно-техническая конференция. − М.: ОАО «ВТИ», 2017. − С.136-146 Скачать публикацию
|