В период с 27 января по 1 февраля специалисты НПЦ «Динамика» провели обслуживание стационарных и стендовой систем вибродиагностики оборудования КОМПАКС® на Саратовском НПЗ. Произведено обновление программного обеспечения, проверено функционирование диагностической сети Compacs-Net®, проведены консультации пользователей сети по работе систем КОМПАКС®.
На установке Л-35/11-300 система КОМПАКС® осуществляет мониторинг технического состояния поршневого компрессора типа 4ГМ16М-45/35-55. После пуска компрессора система определила, что состояния второго и четвертого цилиндров требуют принятия мер по снижению их виброактивности и выдала сообщение «Проверь крепление». Источником виброактивности являлся нагнетательный ресивер второго и четвертого цилиндров, крепление которого было изменено в ходе капитального ремонта. Механик установки с машинистами самостоятельно попытались произвести регулировку крепления ресивера. В результате уровень вибрации снизился, а затем повысился до недопустимого уровня. При этом наиболее чувствительным к жесткости крепления ресиверов оказался 2-ой цилиндр.
Около 50 минут компрессор проработал в недопустимом состоянии, а затем при непосредственном участии специалистов Центра Науменко А.П. и Тарасова Е.В. без остановки компрессора произведена регулировка натяжений растяжек буферных емкостей. В результате проведенных мероприятий состояние субъектов 2-го и 4-го цилиндров имеют допустимую оценку. Таким образом, без остановки компрессора по показаниям системы автоматической вибродиагностики КОМПАКС®проведена виброналадка, существенно снизившая виброактивность машины.
Службе Главного механика рекомендовано к началу капитального ремонта разработать проект и в период капитального ремонта установки в 2008 году изменить конструкцию крепления ресиверов, с целью снижения их влияния на виброактивность и техническое состояние поршневого компрессора.
В ходе посещения завода проверено функционирование системы вибродиагностики подшипников качения КОМПАКС®-РПП. Система КОМПАКС®-РПП обеспечивает входной контроль поступающих на предприятие подшипников по 3 категориям применения. Это позволяет устанавливать в машинное оборудование только качественные подшипники, что существенно увеличивает их межремонтный пробег и снижает аварийность. На данное время системой проверено более 2000 подшипников. Система предназначена для объективной оценки технического состояния подшипников качения и диагностики дефектов, влияющих на их ресурс. Система имеет обширную базу данных по паспортным характеристикам подшипников и позволяет дополнять или изменять ее в случае необходимости.
11 Февраля 2008 года подписаны акты завершения работ по расширению систем автоматической вибродиагностики КОМПАКС® при модернизации установки ГК-3 ОАО «Ангарская нефтехимическая компания». К стационарным системам КОМПАКС®, впервые внедренным на установке ГК-3 еще в 1995 г. и претерпевшим ряд модернизаций за прошедшие 12 лет, дополнительно подключены 26 насосных агрегатов по 71 каналу вибрации и 26 каналам тока.
Установлен новый сервер диагностической сети Compacs-Net®, функционирующий под управлением ОС Linux, что существенно повышает его надежность и позволяет реализовать дополнительные сетевые возможности. Теперь все заинтересованные пользователи имеют возможность контролировать текущее состояние оборудования и выполнять мероприятия по улучшению его состояния посредством WEB-интерфейса.
Стационарная система КОМПАКС® является основой безопасной, ресурсосберегающей технологии эксплуатации оборудования и представляет собой автоматическую систему вибродиагностики мониторинга его состояния. В отличие от систем, осуществляющих мониторинг отдельных параметров агрегата (виброскорость, температура), система КОМПАКС® осуществляет непрерывный мониторинг его состояния, результат которого представляет собой совокупность диагнозов составляющих агрегат узлов и механизмов (субъектов).
В декабре 2007 г. на ООО «Томскнефтехим» (г. Томск) специалистами НПЦ «Динамика» произведено внедрение участка входного контроля подшипников с системой вибродиагностики подшипников качения КОМПАКС®-РПП, включающей в себя вибростенды:
1602, предназначенные для диагностики подшипников с посадочным диаметром от 40 до 120 мм;
1608, предназначенные для диагностики подшипников с посадочным диаметром от 7 до 40 мм.
В процессе внедрения и обучения на ООО «Томскнефтехим» было продиагностировано 107 подшипников различных серий, при этом в эксплуатацию допущено 60% проверенных подшипников.
Стендовая система КОМПАКС®-РПП, внедренная более чем на 25 предприятиях России и зарубежья, многократно подтверждает свою высокую эффективность и жизненную необходимость проведения входного контроля подшипников в целях увеличения межремонтного пробега динамического оборудования.
Уже при опытной эксплуатации системы был выявлен дефектный вкладыш. Система передана в промышленную эксплуатацию и по результатам внедрения намечены пути дальнейшего развития системы.
В декабре 2007 года на одном из ведущих нефтеперерабатывающих заводов России - ОАО «Ачинский НПЗ ВНК» - введена в эксплуатацию вновь построенная установка Изомеризация. Пуск установки, приуроченный к 25-летию предприятия, позволит получать высококачественный бензин по стандартам Евро-3 и Евро-4.
Руководством предприятия принято решение поставить под постоянный мониторинг технического состояния, как основное динамическое оборудование новой установки – это 2 поршневых компрессора, винтовой компрессор, 30 насосных агрегатов, 30 воздуходувок, так и статическое оборудование – 3 реактора.
Мониторинг вышеперечисленного оборудования проводится стационарной комплексной системой мониторинга оборудования КОМПАКС®. Техническое состояние динамического оборудования контролируется введенной в промышленную эксплуатацию системой КОМПАКС® по 396 параметрам вибрации, 63 параметрам потребляемого тока 2 параметрам частоты вращения. Техническое состояние статического оборудования контролируется по 224 параметрам введенной в опытную эксплуатацию подсистемой акустической эмиссии. Внедрение подобной комплексной системы мониторинга оборудования является уникальным для России.
В дальнейших планах руководства завода – мониторинг всего динамического оборудования при помощи систем КОМПАКС®. Мониторинг агрегатов 2-й и 3-й категории опасности, согласно классификации стандарта СА 03-002-05 «Системы мониторинга агрегатов опасных производственных объектов Общие технические требования», осуществляется персональной системой автоматической вибродиагностики Compacs®-micro. Данные о техническом состоянии этого оборудования переносятся в систему КОМПАКС®, сервер диагностической сети Compacs-Net®, станции пользователей сети, обеспечивая единое представление информации о состоянии оборудования как непрерывного, так и периодического мониторинга всем заинтересованным службам предприятия.
Мероприятия проводятся в рамках масштабной программы, предусматривающей на первом этапе перевод машинного оборудования цехов №1, №3/5, №6, №8, №16, №17 АНПЗ на эксплуатацию по фактическому состояния (ФТС). На втором этапе планируется подключение к системе и статического оборудования предприятия.
В целом, выполнение программы решает задачу повышения надежности работы оборудования в рамках перехода на двухгодичный межремонтный пробег. Система должна окупить себя за 4,5 месяца, а экономический эффект от ее внедрения оценивается в 400 млн. рублей в год.
В период с 12.11.07 по 30.11.07 специалистами НПЦ «Динамика» в локомотивном депо Москва-2 Ярославская Московской железной дороги произведено внедрение системы комплексной диагностики секций электропоездов серии ЭР2 КОМПАКС®-ЭКСПРЕСС-2.
Система позволяет осуществлять:
вибродиагностику колесно-моторных блоков;
диагностику изоляции силовых и высоковольтных вспомогательных электрических цепей;
диагностику пневматической тормозной системы;
диагностику электрических цепей управления;
диагностику силовых и высоковольтных вспомогательных электрических цепей.
Система была установлена стационарно на специально выделенной ремонтной позиции. Диагностическое оборудование, конструктивно выполненное в виде трех шкафов, установлено в непосредственной близости к смотровой канаве. Пост оператора, в состав которого входит диагностический контроллер, монитор, блок бесперебойного питания и устройства ввода-вывода, установлен в комнате оператора-диагноста, где также установлен шкаф управления, предназначенный для питания системы.
После проведения подготовительных работ по установке датчиков и подключения контрольных точек, оператор нажимает кнопку «ПУСК», после чего система в автоматическом режиме производит диагностику, осуществляя управление разгоном и остановом двигателя колесно-моторного блока, управление двигателем компрессора с целью создания необходимого запаса сжатого воздуха для осуществления манипуляций в пневматической тормозной системе и в электрических цепях секции, управление аппаратами цепей управления и высоковольтных цепей с целью сбора определенной схемы.
Выбранные контрольные точки практически полностью покрывают диагностируемые подсистемы поезда и позволяют выявлять неисправности до отдельного сменного функционального блока или узла.
Выявленные в процессе диагностики неисправности автоматически отображаются на экране монитора в виде целеуказующих текстовых сообщений, направленных на устранение выявленных неисправностей.
По окончанию диагностики система в автоматическом режиме формирует акт испытаний, в котором по полученным данным делается заключение о пригодности секции электропоезда к дальнейшей эксплуатации.
Время, затрачиваемое на проведение диагностики секции электропоезда с учетом выполнения подготовительно-заключительных операций, не превышает 3,5 часов.
Высокая точность и достоверность постановки диагноза позволи повысить качество ремонтов, снизив процент возникновения неисправностей в пути следования и тем самым, повысив коэффициент эксплуатационной готовности подвижного состава.
8 декабря, в канун празднования 50-летия ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», введена в эксплуатацию новая установка изомеризации мощностью 385 тыс. тонн сырья в год.
Стационарная система вибромониторинга КОМПАКС® контролирует состояние 34 насосных агрегатов по параметрам вибрации, температуры и потребляемому току электродвигателей. Стационарная система КОМПАКС® является основой SM™ - технологии безопасной ресурсосберегающей эксплуатации оборудования и представляет собой автоматическую систему вибродиагностики и мониторинга его состояния в реальном времени.
Это уже 12-я стационарная система вибромониторинга КОМПАКС® в ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», которая обеспечивает надежную и безперебойную работу основных технологических установок и НПЗ в целом.
В сентябре 2007 года введена в эксплуатацию вновь построенная установка Висбрекинг одного из старейших нефтеперерабатывающих заводов России - ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», в городе Ухте. Ухтинский НПЗ - первое нефтеперерабатывающие предприятие нефтегазовой индустрии европейского Севера России, имеющее 70-летнюю историю.
Руководством предприятия принято решение поставить 22 насосных агрегата новой установки под постоянный мониторинг технического состояния, проводимый стационарной системой вибромониторинга КОМПАКС®. Техническое состояние динамического оборудования контролируется системой КОМПАКС® по 144 параметрам вибрации, 22 параметрам потребляемого тока и 50 параметрам температуры. 42 Параметра температуры передаются из системы АСУ ТП посредством ОРС сервера системы КОМПАКС®.
Оснащение системой вибромониторинга КОМПАКС® машинного оборудования установки Висбрекинг позволяет осуществлять эксплуатацию и ремонт агрегатов по фактическому техническому состоянию в реальном времени.
С 5 по 16 сентября 2007 г. специалистами НПЦ «Динамика» проведены работы по калибровке и техническому обслуживанию системы вибродиагностики КМБ МВПС КОМПАКС®-ЭКСПРЕСС в локомотивных депо «Москва-2-Ярославская», «Куровская», «Апрелевка», «Железнодорожная», «Лобня», «Раменское», «Нахабино», «Перерва» Московской железной дороги. Проведена калибровка системы КОМПАКС®-ЭКСПРЕСС-2 в локомотивном депо «Раменское».
Система КОМПАКС®-ЭКСПРЕСС позволяет оперативно оценивать техническое состояние и качество ремонта колесно-моторных блоков подвижного состава, выявлять скрытые дефекты подшипников и шестерен редукторов, подшипников тяговых электродвигателей и букс.
Система КОМПАКС®-ЭКСПРЕСС-2 позволяет после цикла ремонта ТР-3, проводить вибродиагностику колесно-моторных блоков электропоезда, выявлять дефекты изоляции, диагностировать токоприемник, пневматическую систему и электрические цепи.
За период эксплуатации системы КОМПАКС®-ЭКСПРЕСС с 2003 г. на Московской железной дороге продиагностировано свыше 15 000 колесно-моторных блоков электропоездов и более 70 секций электропоездов.
В августе 2007 г. на КОАО «АЗОТ», г. Кемерово, специалистами НПЦ «Динамика» произведено внедрение системы вибродиагностики подшипников качения КОМПАКС®-РПП. В процессе внедрения и обучения на КОАО «АЗОТ» было продиагностировано 50 подшипников различных серий.
Стендовая система КОМПАКС®-РПП внедрена более чем на 20 предприятиях России и зарубежья. Она многократно подтвердила свою высокую эффективность и жизненную необходимость проведения входного контроля подшипников в целях увеличения межремонтного пробега динамического оборудования, о чем свидетельствуют отзывы наших заказчиков.