СИСТЕМЫ КОМПАКС®
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ВИБРОДИАГНОСТИКА И
КОМПЛЕКСНЫЙ МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
Русский Русский     EnglishEnglish 
Меню
Главная
Продукция
Клиенты и отзывы
О фирме
Аттестация персонала
Сибирский научный центр мониторинга РИА
Новости
Публикации
Контакты
Бесплатная линия
Горячая линия НПЦ «Динамика»
Награды
  • 2016 г. «Заслуженный инженер России»
  • 2016 г. «Признание»
  • 2016 г. «Импортозамещение»
  • 2016 г. «Инновации и качество»
  • 2015 г. «Заслуженный руководитель»
  • 2015 г. «100 лучших товаров России»
  • 2015 г. «ESQR’s Quality Achievements Awards»
  • 2014 г. «Конкурс ОАО «РЖД» на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем»
  • 2014 г. «Высокоэффективная организация»
  • 2014 г. «Надежный поставщик»
  • 2014 г. «Лидер отрасли»
  • 2014 г. «Бухгалтер года»
  • 2014 г. «Технологический прорыв»
  • 2013 г. «Деловая элита России»
  • 2013 г. «100 лучших товаров России»
Облако тегов
Мы в соцсетях
Вконтакте Facebook Twitter YouTube Google+ RSS
Сертификация
В 2001 г. проведена добровольная сертификация системы менеджмента качества НПЦ «Динамика», а в 2018 г. проведена ресертификация  на соответствие международному стандарту ISO 9001:2008, подтвердившая высокий уровень управления качеством продукции и услуг
В 2001 г. проведена добровольная сертификация системы менеджмента качества НПЦ «Динамика», а в 2018 г. проведена ресертификация  на соответствие стандарту ГОСТ ISO 9001-2011, подтвердившая высокий уровень управления качеством продукции и услуг
Счетчики
Rambler
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
Система Orphus
Главная Публикации Доклады

Проблемы диагностики поршневых машин

Печать

Сегодня весьма актуальной является проблема безаварийной, безопасной, наблюдаемой эксплуатации парка поршневых машин, в частности, двигателей внутреннего сгорания и поршневых компрессоров нефтегазоперерабатывающего, химического комплексов, с максимальным использованием их ресурса, решить которую можно путем разработки и внедрения технологии диагностики и мониторинга технического состояния поршневых машин.

Результатом технического диагностирования является определение значений структурных параметров, непосредственно характеризующих техническое состояние поршневой машины, её узлов и деталей. Необходимо знать фактическое и предельное значения контролируемого параметра, чтобы с учетом закона его изменения в процессе эксплуатации можно было оценить остаточный ресурс. Однако на работающей поршневой машине практически невозможно определить фактическое значение многих структурных параметров. Определение же их при разборке поршневой машины нарушает качество сопряжений в повторно собранной поршневой машине и изменяет закономерности протекания процессов взаимодействия деталей в сопряжениях, что делает неприемлемым практическое использование такого способа получения данных. В этом случае диагностирование проводят по косвенным признакам, которые количественно оцениваются диагностическими признаками. Анализ применимости различных методов диагностирования, например, дизелей показывает, что определение неисправностей дизеля возможно с помощью четырех основных методов: термодинамический, параметрический, спектральный («металл в среде»), виброакустический.

Учитывая разнообразность и разнородность первичных преобразователей, вторичной аппаратуры и методов обработки сигналов всеми этими методами можно сделать вывод о том, что применение виброакустического метода позволяет значительно сократить затраты на разработку, внедрение и эксплуатацию системы технической диагностики поршневых машин.

Литература

  1. Диагностика автотракторных двигателей. / Под ред. Н.С. Ждановского. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л.: Колос, 1977. - 264 с.
  2. Костюков В.Н. Мониторинг безопасности производства. - М.: Машиностроение, 2002. - 224 с.
  3. Костюков В.Н. Обобщенная диагностическая модель виброакустического сигнала объектов периодического действия // Омский науч. вестн. - 1999. - Вып. 6. - С. 37-41.
  4. Костюков В.Н., Бойченко С.Н., Костюков А.В. Автоматизированные системы управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств (АСУ БЭР™ КОМПАКС®) / Под ред. В.Н. Костюкова. - М.: Машиностроение, 1999. -163 с., ил. 54.
  5. Луканин В.Н. Шум автотракторных двигателей внутреннего сгорания. - М.: Машиностроение, 1971. - 272 с.
  6. Павлов Б.В. Акустическая диагностика механизмов. - М.: Машиностроение, 1971. - 224 с.
  7. Сидоров В.И., Коншин В.М., Тучинский Ф.И. Эффективные методы экспресс-диагностирования машин // Строительные и дорожные машины. - №1, 2001. - С. 37-39.
  8. Станиславский Л.B. Техническое диагностирование дизелей. - Киев; Донецк: Вища школа. Головное изд-во, 1983. - 136 с.
  9. Техническая эксплуатация машинно-тракторного парка / В.А. Аллилуев, Д.А. Ананьин, В.М. Михлин. - М.: Агропромиздат, 1991. - 367 с.

 

Науменко А.П. Проблемы диагностики поршневых машин // Наука, образование, бизнес: тез. докл. регион, науч.-практ. конф., посвящ. Дню радио. - Омск, 2007. - С. 84-92

Скачать публикацию


Теги: мониторинг безопасная эксплуатация техническое состояние диагностика поршневой компрессор виброакустическая диагностика поршневая машина Дата: 29.03.2011
Просмотров: 1559
 

Диагностическая модель электрических цепей управления тяговым электроприводом электропоезда

Печать

Прогрессирующий физический и значительный моральный износ парка электропоездов обусловливает необходимость обеспечения требуемого уровня безопасности движения, а также выполнения графика движения поездов за счет повышения надежности и эксплуатационной готовности подвижного состава. Анализ статистических данных показывает, что до 40% отказов электропоездов приходится на электрические аппараты цепей управления тяговым электроприводом, причем 75% из них обусловливается неудовлетворительным качеством технических обслуживании и текущих ремонтов, осуществляемых на ремонтных предприятиях железнодорожной отрасли.

Такое положение в свою очередь определяется недостатком технических средств и методов получения объективной информации о качестве выполнения ремонтных операций. В связи с чем, актуальным становится вопрос технологического переоснащения ремонтных предприятий железнодорожной отрасли с широким внедрением прогрессивных технологий и современных средств объективного контроля технического состояния подвижного состава - средств технической диагностики.

Разработке средств технического диагностирования должно предшествовать изучение физических свойств объекта диагностирования и его неисправностей, а также разработка диагностической модели объекта, требуемой для построения алгоритма диагноза.

Функционально-логическая модель отражает режим работы оборудования и последовательность включения его в работу, а также определяет состав праграммно-аппаратного комплекса, его аппаратных средств и программы диагностирования. Программа диагностирования в свою очередь определяет необходимую последовательность воздействий, которая задается согласно режиму движения поезда - функционально-тестовое диагностирование. Анализ диагностических моделей объекта позволяет сформулировать условие работоспособности, определить признаки неисправностей и выбрать ограниченное множество характеристик, показателей или параметров, которые следует контролировать в процессе диагностирования. При выборе методов диагностирования необходимо учитывать возможность их технической реализации, конструктивное исполнение и условия эксплуатации объекта.

 

Костюков В.Н., Казарин Д.В., Кашкаров П.Б. Диагностическая модель электрических цепей управления тяговым электроприводом электропоезда // Наука, образование, бизнес: тез. докл. регион, науч.-практ. конф., посвящ. Дню радио. - Омск, 2007. - С. 80-84

Скачать публикацию


Теги: надежность диагностика электропоезда техническая диагностика безопасность неисправность диагностическая модель электрическая цепь цепь управления Дата: 22.03.2011
Просмотров: 1511
 

Моделирование дефектов подшипников качения с учетом проскальзывания тел качения

Печать

Опыт диагностики подшипников качения показывает, что часто в спектре виброакустического сигнала присутствуют составляющие, не равные расчетным дефектам, но близки к ним. В то же время разборка подшипника показывает наличие дефекта, поэтому весьма актуальной является задача уточнения формул для расчета дефектов.

Обычно на ранней стадии развития дефектов подшипника появляются признаки дефектов только одного из колец, и затем - другого. Так как внутреннее кольцо находится дальше от точки измерения, при одинаковой вибрации дефект внутреннего кольца будет более существенным, чем дефект наружного кольца. В спектре достаточно часто частотные составляющие, характерные для дефектов колец, модулируются частотой вращения ротора, приводя к появлению боковых полос.

Подшипники стремятся конструировать таким образом, чтобы при их работе реализовалось «чистое» качение, т.е. отсутствовало проскальзывание шариков или роликов относительно колец. Проскальзывание приводит к повышению сопротивления вращению подшипника и снижению его долговечности. У ненагруженных подшипников чистое качение будет в том случае, если касательные, проведенные к точкам контакта по обе стороны шарика или продолжения линий контакта ролика, пересекаются на оси подшипника. Причины появления при работе подшипника проскальзывания между кольцами и телами качения связаны с особенностями конструкции, а также с рейнольдовским микропроскальзыванием, вызванным различием упругих деформаций контактирующих тел. Анализ кинематики подшипников качения показывает, что значения частот дефектов изменяются. При расчете частоты дефекта внешней обоймы по классическим формулам, не учитывающим проскальзывание тел качения относительно колец подшипника, получаем величину 214 Гц. Если учитывать проскальзывание, то частота сместится до 220 Гц.

В докладе проведен теоретический анализ расчета частот проявления дефектов подшипников качения, на основе которого получена расчетная модель частот дефектов подшипников качения с учетом проскальзывания тел качения относительно колец подшипника.

 

Костюков В.Н., Зайцев А.В. Моделирование дефектов подшипников качения с учетом проскальзывания тел качения // Наука, образование, бизнес: тез. докл. регион, науч.-практ. конф., посвящ. Дню радио. - Омск, 2007. - С. 76-79

Скачать публикацию


Теги: вибродиагностика подшипников виброакустический сигнал дефект подшипника долговечность вибрация спектр проскальзывание подшипник качения Дата: 15.03.2011
Просмотров: 2664
 

Техническая диагностика колесно-моторных блоков электропоездов

Печать

Колесно-моторные блоки испытывают значительные осевые и радиальные нагрузки, знакопеременные динамические и ударные воздействия, вибрационные нагрузки, электромагнитные и электростатические поля. Другие негативные факторы - широкий диапазон скоростей вращения (до 700 об/мин), постоянно изменяющееся состояние окружающей среды.

В таких условиях работы колесно-моторные блоки должны сохранять свои эксплуатационные параметры и свойства согласно Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту № ЦТ/330.

В связи с этим возникает необходимость систематического контроля технического состояния колесно-моторных блоков электропоездов. Однако периодические вскрытия узлов для осмотра, выкатка блоков и машин для ревизии вызывают рост трудоемкости и стоимости ремонта, увеличивая время простоя электропоезда. Таким образом, контролировать техническое состояние колесно-моторных блоков целесообразно без демонтажа, используя безразборную диагностику.

В докладе выявлен ряд требований, необходимых и достаточных для создания системы диагностики, отвечающей современным критериям и потребностям потребителя.

 

Костюков В.Н., Лагаев А.А. Техническая диагностика колесно-моторных блоков электропоездов // Наука, образование, бизнес: тез. докл. регион, науч.-практ. конф., посвящ. Дню радио. - Омск, 2007. - С. 73-76

Скачать публикацию


Теги: диагностика электропоезда техническое состояние диагностика КМБ Дата: 09.03.2011
Просмотров: 2035
 

Сбалансированная система показателей эффективности управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией оборудования

Печать

Сбалансированная система показателей (ССП) является механизмом реализации стратегии компании. Цели и показатели данной системы формируются по четырем составляющим: финансовой, клиентской, внутренних бизнес-процессов, обучения и развития персонала.

Целью использования ССП в системе управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией оборудования является установление и визуализация взаимосвязей результатов операционной деятельности технологического и обслуживающего персонала и финансовых результатов работы НПЗ с одной стороны, и определение стратегического соответствия организации внутренних процессов и нематериальных активов цели и задачам системы управления с другой.

Разработка и внедрение ССП позволит:

  • довести стратегию до сведения всех работников предприятия;
  • согласовать цели и задачи подразделений и каждого работника со стратегией компании;
  • согласовать стратегические задачи с долгосрочными и краткосрочными целями и достичь баланса между ними;
  • идентифицировать и систематизировать стратегические инициативы, согласовав их реализацию с существующим бюджетом;
  • систематически оценивать степень достижения стратегических результатов и создать обратную связь для получения информации о необходимости корректировки стратегии или инициатив.

Литература

  1. Каплан Роберт С, Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2005. - 320 с: ил.
  2. Леффлер Уильям Л. Переработка нефти. - 2-е изд., пересмотренное / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2004. - 224 с: ил.
  3. Стандарт ассоциации «Системы мониторинга агрегатов опасных производственных объектов. Общие технические требования» (СА 03-002-05). Серия 03/ Колл. авт. - М.: Издательство «Компрессорная и химическая техника». 2005. - 42 с.

 

Костюков А.В. Сбалансированная система показателей эффективности управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией оборудования // Наука, образование, бизнес: тез. докл. регион, науч.-практ. конф., посвящ. Дню радио. - Омск, 2007. - С. 40-43

Скачать публикацию


Теги: ресурсосбережение безопасная эксплуатация стратегия ССП Дата: 25.02.2011
Просмотров: 1511
 

Классификация систем мониторинга технического состояния оборудования

Печать

В статье приводятся различные критерии классификации систем мониторинга технического состояния машинного оборудования.

Устанавливаются следующие категории оборудования опасных производственных объектов, оснащаемых системами мониторинга:

  • оборудование первой категории, занимающее ключевые позиции в технологическом процессе и определяющее безопасность производства, внезапный отказ которого может привести к техногенной аварии (взрыву, пожару) и/или существенному снижению технико-экономических показателей производства;
  • оборудование второй категории, занимающее второстепенные позиции в технологическом процессе и влияющее на безопасность производства, внезапный отказ которого может привести к снижению безопасности и технико-экономических показателей производства;
  • оборудование третьей категории, решающее вспомогательные задачи.

Предлагается классификация систем мониторинга технического состояния по следующим факторам:

  • количеству и виду используемых методов неразрушающего контроля (МНК);
  • по типу экспертной системы;
  • по объему выявляемых неисправностей;
  • по величине статической ошибки распознавания состояния оборудования;
  • по величине динамической ошибки распознавания состояния оборудования;
  • по величине риска пропуска внезапного отказа;
  • по числу измерительных каналов системы;
  • по способу опроса датчиков; 
  • по архитектуре;
  • по типу используемого анализатора сигналов;
  • по типу индикатора состояния;
  • по наличию и уровню диагностической сети;
  • по типу управления.

 

В.Н. Костюков, С.Н. Бойченко, Ал.Костюков Классификация систем мониторинга технического состояния оборудования // Неразрушающий контроль и техническая диагностика в промышленности: тез. докл. VI Междунар. конф. - М., 2007. - С. 43-45

Скачать публикацию


Теги: неразрушающий контроль датчик диагностическая сеть мониторинг внезапный отказ безопасность оборудование ОПО Дата: 18.02.2011
Просмотров: 1852
 

Подготовка специалистов неразрушающего контроля

Печать

Обеспечение безопасной эксплуатации потенциально опасных производств неразрывно связано с контролем и наблюдением за техническим состоянием, в частности, динамического оборудования - насосно-компрессорного, энергетического и т.п. Одним из эффективных и развивающихся методов контроля состояния такого оборудования является вибродиагностический метод неразрушающего контроля.

С 1995 г. специалисты НПЦ «Динамика» ведут подготовку по вибродиагностическому методу контроля студентов технического университета по специальности «Приборы, методы контроля качества и диагностики», а с 1999 г. совместно с Институтом радиоэлектроники, сервиса и диагностики осуществляют подготовку и специалистов по вибродиагностическому методу.

Опытные специалисты и преподаватели, базы сигналов с реальными дефектами, возможность контроля знаний в терминальном классе по билетам в электронном виде, лабораторная база на основе переносной и стендовых диагностических систем, серьезные методические наработки - все это делают НПЦ «Динамика» ведущей организацией по подготовке персонала в области вибродиагностического метода, в которой сегодня подготовлены специалисты более 25 предприятий химической, нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей, горнорудной, металлургической и других отраслей промышленности.

Литература

  1. Типовая программа подготовки персонала неразрушающего контроля по вибродиагностическому методу // Контроль. Диагностика. 2005. №11. - С. 56-61.
  2. Костюков В.Н., Науменко А.П. Практические основы виброакустической диагностики машинного оборудования: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Костюкова. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. - 108 с.
  3. Костюков В.Н., Бойченко С.Н., Костюков А.В. Автоматизированные системы управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств (АСУ БЭР™ КОМПАКС®) // Под ред. В.Н. Костюкова. - M.: Машиностроение, 1999. - 163 с., ил. 54.
  4. Костюков В.Н. Разработка элементов теории, технологии и оборудования систем мониторинга агрегатов нефтехимических комплексов: Автореферат дисс. На соискание ученой степени доктора техн. наук // МГТУ им. Н.Э. Баумана, М., 2001, 32 с.
  5. Костюков В.Н. Мониторинг безопасности производства. М.: Машиностроение, 2002. - 204 с.

 

Костюков В.Н., Науменко А.П. Подготовка специалистов неразрушающего контроля // Неразрушающий контроль и техническая диагностика в промышленности: тез. докл. V Междунар. конф. - М., 2006. - С. 53-54

Скачать публикацию


Теги: вибродиагностика неразрушающий контроль обучение безопасная эксплуатация техническое состояние диагностика контроль качества энергетическое оборудование насосно-компрессорное оборудование Дата: 14.12.2010
Просмотров: 1553
 

Контроль технического состояния и оценка ресурса тяговых двигателей и колесно-моторных блоков подвижного состава

Печать

 Повышение качества функционирования тяговых электродвигателей (ТЭД) и колесно-моторных блоков (КМБ) локомотивов в эксплуатации возможно путем совершенствования систем технического обслуживания на основе проведения диагностических мероприятий с целью более объективного и достоверного контроля технического состояния ответственных деталей и узлов КМБ, таких как, подшипниковые узлы, изоляция обмоток, коллекторно-щеточный узел.

На основе анализа влияния внешних эксплуатационных воздействий и отклонений конструктивных и технологических параметров электромагнитной и механической природы на качество функционирования тяговых электродвигателей сформирована диагностическая модель качества работы ТЭД и КМБ в целом в условиях эксплуатации и определено эффективное множество параметров диагностирования технического состояния и контроля работоспособности, обладающих наибольшей информативностью и различительной способностью.

В статье сформулированы требования к системе вибродиагностики и мониторинга технического состояния тяговых электродвигателей и колесно-моторных блоков локомотивов в условиях эксплуатации. Указаны наиболее эффективные методы оценки текущего состояния оборудования, перечислены диагностические признаки, приведена структурная схема измерительных средств секции локомотива, а так же описаны основные модули программного обеспечения системы вибродиагностики тяговых электродвигателей и колесно-моторных блоков локомотивов.

Литература

  1. Авилов В.Д., Харламов В.В., Сергеев Р.В., Шантаренко С.Г., Шкодун П.К. Основные элементы диагностической системы контроля технического состояния коллекторно-щеточного узла тяговых электрических машин постоянного тока // Исследование процессов взаимодействия объектов железнодорожного транспорта с окружающей средой. Сб. статей по результатам выполнения программы фундаментальных и поисковых НИР за 2001 г. / Омский гос. ун-т путей сообщения.- Выпуск 7.- Омск, 2001.
  2. Применение цифровой обработки сигналов / Под ред. Э. Оппенгейма М.:, Мир, 1980. - 276 с.
  3. Костюков В.Н. Мониторинг безопасности производства / М. - Машиностроение, 2002. - 204 с.

 

Костюков В.Н., Авилов В.Д., Харламов В.В. Контроль технического состояния и оценка ресурса тяговых двигателей и колесно-моторных блоков подвижного состава // Семинар по системам бортовой и стационарной диагностики локомотивов нового поколения: тез. докл. - М., 2006. - С. 28-31

Скачать публикацию


Теги: вибродиагностика мониторинг техническое состояние диагностический признак тяговый электродвигатель КМБ Дата: 07.12.2010
Просмотров: 2007
 

Мониторинг состояния узлов электропоездов на основе ресурсосберегающей технологии КОМПАКС

Печать

Существенно уменьшить число внеплановых ремонтов и, как следствие, снизить эксплуатационные издержки можно путем внедрения систем диагностики на заводах и в депо для оценки качества изготовления и ремонта отдельных узлов и электропоезда в целом,а также систем мониторинга технического состояния наиболее важных узлов электропоезда в реальном времени в условиях эксплуатации.

При ремонте колесно-моторных блоков (КМБ) в депо и на заводах страны широко используются стационарные посты диагностики, построенные на базе систем вибродиагностического мониторинга КОМПАКС®-ЭКСПРЕСС.

КОМПАКС®-ЭКСПРЕСС-ТР3 – это комплексная система диагно стики электросекций электропоездов послеремонта ТР-3.

Бортовая система КОМПАКС®-ЭКСПРЕСС предназначена для мониторинга технического состояния колесно-моторных блоков и буксовых узлов электропоездов непосредственно в ходе движения в реальных условиях эксплуатации и позволяет своевременно обнаруживать возникновение и развитие неисправностей и отображать их на дисплее, размещенном в кабине машиниста.

 

Костюков В.Н., Лагаев А.А., Авилов В.Д. Мониторинг состояния узлов электропоездов на основе ресурсосберегающей технологии КОМПАКС // Инновационные проекты, новые технологии и изобретения: науч.-практ. конф. - М., 2005. - С. 219-220

Скачать публикацию


Теги: мониторинг КОМПАКС-ЭКСПРЕСС техническое состояние диагностика КМБ качество ремонта неисправность узлы электропоезда ремонт КМБ КОМПАКС-ЭКСПРЕСС-ТР3 Дата: 21.09.2010
Просмотров: 1409
 

Система мониторинга энергетического оборудования

Печать

Безопасная эксплуатация сложных производств, содержащих многие десятки и сотни единиц энергетического оборудования, невозможна без предоставления руководству предприятия достоверной информации об их техническом состоянии и о текущей энерговооруженности предприятия.

Автоматизированные системы управления безопасной эксплуатацией и ремонтом оборудования (АСУ БЭР™), неразрывно связав между собой все этапы диагностирования, являются новым классом систем управления производством.

АСУ БЭР™ реализуют безопасную ресурсосберегающую технологию (Safe Maintenance™ - SM™ - технологию) управления состоянием оборудования, которая обеспечивает наблюдаемость (мониторинг) в реальном времени состояния оборудования и управляемость его качеством на всех стадиях жизненного цикла, устойчивость, безопасность и эффективность производства.

Литература

  1. Костюков В.Н. Мониторинг безопасности производства. М.: Машиностроение, 2002. - 204 с.
  2. Автоматизированные системы управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств (АСУ БЭР™ КОМПАКС®) / В.Н. Костюков, С.Н. Бойченко, А.В. Костюков; Под ред. В.Н. Костюкова. - М.: Машиностроение, 1999. - 163 с.

 

Костюков В.Н., Науменко А.П., Синицын А.А. Система мониторинга энергетического оборудования // Проблемы вибрации, виброналадки, вибромониторинга и диагностики оборудования электрических станция: сб. докл. Всероссийского науч.-техн. семинара. - М., 2005. - С.110-114

Скачать публикацию


Теги: ресурсосбережение мониторинг безопасная эксплуатация техническое состояние АСУ БЭР энергетическое оборудование управление производством эффективность производства Safe Maintenance Дата: 14.09.2010
Просмотров: 1917
 
Результаты 41 - 50 из 77